#нашагордость
Караcев
Валерий Иванович
С 1963 года после окончания Московского авиационного института Валерий Иванович начал работу в "Радиотехнический институт АН СССР". Являясь ведущим инженером РЛС, а затем заместителем главного конструктора, внес большой вклад в создание изделий ЦСО - ПМ, 5Н15М, 5Н86, 5У83, 90Н6, став одним из ведущих специалистов АО РТИ. Внес большой личный вклад в создание РЛС ВЗГ в п. Лехтуси Ленинградской области. Главный конструктор 77Я6.

Карасев Валерий Иванович свой трудовой путь в "Радиотехническом институте АН СССР" начал в 1963 году после окончания радиотехнического факультета МАИ.

- Мне повезло, что я попал в РТИ! - рассказывает Валерий Иванович. - Тогда РТИ был "почтовым ящиком", переименованным в Радиотехнический институт АН СССР. Директором был академик А.Л. Минц. Он имел большой опыт работы в области создания сложных радиотехнических систем и смог собрать в РТИ высоко квалифицированный коллектив из сподвижников, которые с ним работали на протяжении долгого времени, и нескольких выпусков молодых специалистов. Старшее поколение стало для молодых учителями. Из МАИ в 1963 году нас поступило семь человек".

Так получилось, что Валерий Иванович сам выбирал место работы. Он пришел в Министерство радиопромышленности, где ему сказали, что вы можете выбрать предприятие, а мы выпишем направление. Так он и сделал. Поговорил с коллегами - одногруппниками, посмотрел на строящееся здание на улице 8 Марта. Решающей стала встреча и беседа с будущим руководителем Ошаниным Олегом Владимировичем. После знакомства с ним все сомнения на счет работы в РТИ исчезли. На долгие годы он стал ему не только начальником, но и учителем практической радиотехники. А.Л. Минц создавал институт, делая ставку на молодежь. Он отбирал лучших студентов из лучших московских ВУЗов - МАИ, Физтеха, МЭИ, МГУ и других.

За 56 лет работы в РТИ Валерий Иванович прошел путь от старшего лаборанта до главного конструктора.
- От добра, добра не ищут, - говорит Валерий Иванович. - В РТИ АН СССР было очень хорошо и с точки зрения интересной работы, и с точки зрения принципов руководства институтом. Да и с карьерным ростом все было в порядке.

Достижения Радиотехнического института АН СССР были бы невозможны без минцевского стиля руководства. Александр Львович внимательно следил за работой не только своих заместителей, а и всех специалистов. Во время рабочего дня часто заходил в отделы и лаборатории, интересовался делами и настроением сотрудников. Он обязательно встречался со всеми сотрудниками, бывая на объектах, где не только интересовался текущей работой и бытом, но и информировал о принципах технической политики и будущих работах РТИ.

А.Л. Минц периодически выступал с докладами на партхозактиве в БКЗ по подведению итогов полугодия или года. "В одном из таких выступлений он с гордостью, говоря об успехах, которых добился институт, подчеркнул, что во многом это произошло благодаря усилиям молодых специалистов. В конце 60-х годов 75% сотрудников были в возрасте до 35 лет", - вспоминает Валерий Иванович.

В РТИ была особенная организационная структура. От инженера до директора было буквально 3-4 должности. Зато были очень расширены сетки зарплат, и это давало возможность руководству повышать практически ежегодно зарплату заслуживающим этого сотрудникам.

В 60-е годы В.И. Карасев принимал активное участие в комплексной отработке полигонного и головного образцов РЛС "Днестр", где впервые в практике отечественных РЛС дальнего обнаружения был применен сложный фазоманипулированный сигнал. Впоследствии принимал участие в модернизации этой РЛС и создании РЛС "Днепр" на узле Мурманск.

В качестве заместителя главного конструктора узла в 70-е годы Валерий Иванович занимался разработкой программно - алгоритмического обеспечения пассивной РЛС "Даугава" и ее комплексированием с РЛС "Днепр". В 80-е годы он был назначен заместителем главного конструктора по системно - техническим вопросам создания РЛС "Дарьял - У" на узле Балхаш, к сожалению, прошедшем только предварительные испытания. Затем революционные преобразования в нашей стране привели к остановке работы на завершающем этапе ввода в строй этой РЛС.

В 1970- е годы Валерий Иванович стал начальником сектора в тематическом отделе, а в 80-е - начальником этого отдела. От него и его сотрудников требовались техническое ведение разработки, решение организационных вопросов, разработка конструкторских документов (эскизные и технические проекты), разработка алгоритмов и программ РЛС. В эти же годы он закончил аспирантуру при РТИ и защитил диссертацию кандидата технических наук.

Как тематику, Валерию Ивановичу часто и подолгу приходилось работать в командировках на объектах. Работа там была исключительно напряженной, работали с утра до ночи, практически без выходных. Жили и работали дружно, в основном в собственных гостиницах РТИ. А.Л. Минц всегда говорил, чтобы сотрудники хорошо работали, они должны постоянно чувствовать, что о них заботятся. Поэтому даже постельное белье с полигона на Балхаше отправляли на стирку в Москву, благо спецрейс выполнялся каждую неделю. Бывало, что проведя месяц на одном объекте нужно было лететь на другой. Для четырех - пяти сотрудников выделялся отдельный самолет, чтобы срочно перебросить их из Мурманска в Ригу.

РЛС, созданные еще в 60-е,70-е и 80- е годы, на протяжении десятков лет находились в эксплуатации, практически выработав ресурс. Несмотря на сложное положение в стране в институте велась проработка варианта современной РЛС, которая могла прийти на замену. Главная идея заключалась в создании технологии, основанной на использовании элементной базы, соответствующей последним достижениям микроэлектроники. Эти достижения (малые габариты при обилии функций, высокая производительность, малое энергопотребление) позволяли полностью изменить облик РЛС, аппаратура которых в виде функциональных комплексов помещалась в стандартные контейнеры.

Новые станции, в отличие от РЛС предыдущих поколений, лишались проблем, связанных с водяным охлаждением аппаратуры, что требовало громоздкой инфраструктуры. Идея строительства РЛС в виде больших комплексов, расположенных в зданиях, устарела. Контейнерные аппаратурные комплексы изготавливались на предприятиях и настроенными поступали на объекты монтажа (технология ВЗГ). Одновременно сокращалась численность и монтирующих организаций, и оперативного персонала, несущего затем боевое дежурство на новых станциях.

Именно по пути создания таких РЛС было принято решение идти Сергеем Федотовичем Боевым, ставшим генеральным директором РТИ.

Главным конструктором первой РЛС ВЗГ был назначен Виктор Михайлович Иванцов, Герой социалистического труда, который создал самую мощную в мире РЛС "Дарьял". Активная работа началась в конце 90-х.

Иванцов Виктор Михайлович - человек ответственный. Он прекрасно знал, какая ответственность, физическая, умственная нагрузка лежит на главном конструкторе. С учетом возраста и состояния здоровья Иванцов В.М. в 1999 году предложил кандидатуру Карасева В.И. в качестве "первого зама", а затем и главного конструктора РЛС ВЗГ. Тем более, что к этому моменту был проработан облик такой РЛС.

При создании первой РЛС ВЗГ институт столкнулся с финансовыми и кадровыми проблемами. Представители молодого поколения вынужденно покидали РТИ, находя места работы совсем не по профессии. Приходилось искать новых специалистов в других городах. Выживали, как могли. Благодаря Саврасову Ю.С., ставшему тогда директором ЗАО "РТИ - Инвест", Валерий Иванович нашел дополнительный заработок (гораздо больший основного), занимаясь технической реконструкцией зданий для "Билайна", проводимой фирмой ERICSSON.

- Мы не боялись трудностей. Некоторые считали проект по РЛС ВЗГ провальным, но удалось собрать коллектив, который думали иначе. В трудные моменты мы вспоминали слова А.Л. Минца: "Надо ставить перед собой, казалось бы, неразрешимые задачи и добиваться их решения.

Строительство первого (головного) образца РЛС ВЗГ было начато в пос. Лехтуси Ленинградской области в мае 2005 года. Первый тестовый выход в эфир РЛС ВЗГ состоялся уже в декабре 2005 года.

На опытно-боевое дежурство станция поставлена в марте 2007 года, указ Президента о постановке на боевое дежурство выпущен в начале 2011 года.

Главные особенности радиолокационных станций РЛС ВЗГ "Воронеж", их высокая степень заводской готовности и малое время монтажа и настройки на объекте, проявили себя при создании целой серии РЛС ВЗГ, созданной на базе головного образца в Иркутске и Орске.
По словам главного конструктора Валерия Карасева создание РЛС ВЗГ "Воронеж" в пос. Лехтуси показало, что современные технологии позволяют решать те же задачи, но более экономичными средствами.

12 июня 2012 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца Президент России В.В. Путин вручил Карасеву Валерию Ивановичу Государственную премию за разработку и создание РЛС ВЗГ СПРН.

В свои 79 лет Валерий Иванович, как главный конструктор, по-прежнему активно трудится, занимаясь авторским надзором РЛС в Лехтуси и участвуя в модернизации РЛС "Дарьял" в Печоре.

В 2020 году Валерий Иванович отметит свой 80-летний юбилей.

- Известно, что если человек чем - то сильно увлечен, нацелен на что-то важное, то организм всегда находит силы, чтобы не подвести в трудные моменты даже в серьезном возрасте. Думаю, что это действительно так, - говорит Валерий Иванович.